Перевал «Байдарские ворота»(Байдарский перевал)

Область: 
АР Крым
Населенный пункт: 
Форос
Месторасположение: 
в 7,5 км на север от пгт. Форос.

перевал «Байдарские ворота»В 1773году, будучи уже в преклонных годах, Екатерина II совершила путешествие в Крым. Вояж этот, как известно, был весьма дорогостоящей затеей и обошелся казне в 15 млн. рублей. Но, несмотря на баснословные издержки, главной жемчужины Крыма – Южнобережья, царица так и не увидела. Императорский кортеж добрался до одного из перевалов, откуда открывалась во всей красе синяя гладь моря, царица издали полюбовалась живописными окрестностями и двинулась в обратный путь.

Той самой точкой, откуда Екатерина обозревала Южный берег (вернее крохотную его частичку), был Байдарский перевал.

Надо сказать, что современные туристы могут любоваться теми же видами с куда большим комфортом. В их распоряжении великолепная смотровая площадка. А тогда, не то что смотровой! смотровая площадка на Байдарских воротахДороги приличной не было! Тропы, соединявшие редкие горные деревушки, были настолько неудобны и даже небезопасны, что порой местные жители предпочитали добираться из деревни в деревню морем, на лодках. Разумеется, престарелой правительнице такой экстрим-тур был не под силу.

Даже много позднее путешествия в этих краях не были столь приятны и просты, как в наши дни. Аристократам, державшим тут имения, подобное положение дел не очень нравилось, но изменить что-либо было не в их возможностях. И тут на историческом небосклоне появляется граф Воронцов, и дело сдвигается с мертвой точки – начинается строительство дороги соединяющей Севастополь и Южнобережье. Разумеется, граф преследовал не только общегосударственные, но и личные цели, поскольку по этой дороге вывозились произведенные в его южнобережных имениях вина и сельхозпродукты.

вид с перевала на Байдарскую долинуВоронцовская дорога, строительство которой закончилось в 1843 году, долгие годы верой и правдой служила всем путешественникам, хотя по сравнению с современной авторассой была очень неудобной – узкой и извилистой.

Чтобы как-то ознаменовать окончание строительства, решили соорудить каменную арку на перевальной точке там, где впервые перед путниками открывался морской простор. Арку, известную всем нам под названием Байдарские ворота, создававшуюся по проекту архитектора К. И. Эшлимана, возвели в 1848 году.

Пережив все лихолетья, постройка эта замечательно сохранилась и теперь служит одной из главных достопримечательностей Байдарского перевала.

вид с горы Мшатка на побережье ЮБКСегодня туристы делают здесь краткую остановку, поднимаются на смотровую, фотографируются и отправляются дальше. Но еще в начале 20 века, почти все проезжающие останавливались тут на ночлег, ведь путь из Севастополя в Ялту занимал тогда гораздо больше времени. Лошадьми ехали в Ялту целый день – выезжая рано утром прибывали поздно вечером. Поскольку такой путь считался утомительным, многие предпочитали сделать остановку на Байдарском перевале. Здесь имелись две гостиницы, которые, изданный в 1913 году, путеводитель Г. Москвича характеризует, как дорогие и, кроме того «очень плохонькие» и «крайне жалкие». Даже само слово «гостиницы» было взято автором в кавычки. При этом цена номера была непомерно высокой. «Обе гостиницы, - писал автор - несмотря на большие цены, которые они взимают решительно за все, не исключая и мелочей, совершенно не отвечают своему назначению по обстановке, не отличаются чистотой и хорошими санитарными условиями». Досталось от автора и местному ресторанчику, кормили там «довольно плохо», а цены названы возмутительными.

вид с перевала на Форосскую церковьВ послереволюционное время гостиниц на перевале не стало, а вот ресторан, похоже, существовал всегда и недостатка в посетителях никогда не испытывал. Буквально до начала 70-х годов, когда было проложено южнобережное шоссе, путь из Севастополя на ЮБК проходил через Байдарский перевал, и линия дороги во многом совпадала со старой Воронцовской. Да и сегодня перевал не пустует. Живописная дорога через Байдары популярна среди автотуристов.

Что можно увидеть со смотровой площадки:

Разумеется, море. Внизу - купола Форосской церкви, еще ниже - дома поселка Форос. С севера - Байдарская долина с Чернореченским водохранилищем. С востока - крутые обрывы горы Мшатка. С запада - склон г. Челеби.

Высота Байдарского перевала над у.м. – 527 м.

Как добраться: 

из Фороса на собственном/наемном транспорте нужно проехать 7,5 км на север по териториальной дороге Т2709 (по пути осмотрите Форосскую церковь) до перевала. Также Вы можете добраться на маршрутном автобусе «Форос-Орлиное».

Уважаемые посетители, если Вас заинтересовал данный сайт и Вы желаете помочь в его дальнейшем развитии, присылайте на info@otdyhaem.com.ua сделанные Вами фотографии достопримечательностей и пейзажей Украины для их бесплатного размещения на сайте.