• Menu
  • Menu
Главная > АР Крым > Коктебель > Мечеть Узбека и медресе

Мечеть Узбека и медресе


Месторасположение: в 28 км на северо-запад от г. Коктебель, Кировский район, г. Старый Крым, ул. Халтурина, 5.
Как добраться: из Коктебеля на собственном/наемном транспорте нужно проехать 11 км на север по региональной дороге Р-29 («Судак — Коктебель — Феодосия») и, проехав с. Насыпное, на Т-образном перекрестке нужно будет свернуть налево и проехать еще 17 км по региональной дороге Р-23 («Симферополь — Феодосия») до г. Старый Крым. Также Вы можете добраться на маршрутном автобусе «Коктебель-Старый Крым» или «Коктбель-Симферополь», который следует через г. Старый Крым.

Мечеть Узбека и медресеВ центральной части города, на улице Халтурина, стоит древнее здание — так называемая мечеть Узбека и руины примыкающего к ней здания медресе (духовного училища). Этот чрезвычайно интересный по своим архитектурным достоинствам исторический памятник является одной из главным достопримечательностей города, действующей святыней для всех крымский татар. Комплекс мечети и медресе и по сей день привлекает к себе внимание ученых-историков, многочисленных простых любителей древности.

В период правления Золотой Ордой хана Узбека (1312-1342 годы) Солхат, как и все татарское государство, достигает наивысшего расцвета. При Узбеке среди татар широко распространяется ислам, он же повелевает в Солхате выстроить мечеть. Чтобы укрепить новую религию, хан даже прибегает к весьма крутым мерам: по его приказу были убиты шаманы, прежде игравшие в жизни золотоордынцев значительную роль. Мечеть Узбека стала главным мусульманским храмом средневекового Солхата, она была соборной и в 1512-1513 годах при Менгли-Гирее I, о чем сообщал Эвлия Челеби.

фасад мечети Узбека с минаретомМечеть очень проста по своим формам — это шестистолбная прямоугольная базилика, перекрытая двухскатной крышей. В юго-восточный угол мечети встроен высокий минарет, вход в который ведет из самой мечети по винтовой лестнице. Минарет и лестница лишь недавно были восстановлены. Главный вход в северной стороне обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись, сообщающая, что храм построен в 1314 году в период правления хана Узбека. Это упоминание имени хана и послужило поводом к тому, что за постройкой закрепилось название — мечеть Узбека.

Над входом в мечеть широкий фронтон, покрытый разноцветной глазурью с причудливыми арабесками. Здание венчал светло-голубой купол с драгоценными камнями. Портал украшен эпиграфическим орнаментом, то есть надписью в виде резьбы, он сочетается с богатым растительным орнаментом, свидетельством высокого, виртуозного искусства камнерезов. Портал сохранился неизменным с 14-го века. Над порталом большая арка, выполненная из кирпича, арочный камень держится без раствора. Этот элемент не является аутентичным и есть результат позднейших перестроек мечети.

интерьер мечети УзбекаЛевее портала минарет. Так как минарет встроен непосредственно в здание. Эта черта в архитектуре мечети говорит о ранней постройке здания. Позже минареты строились рядом с мечетями. Их могло быть несколько. Внутреннее пространство мечети, подобно византийской базилике, разделено на три нефа двумя параллельными рядами тонких гранёный колонн с продолговатыми сталактитовыми капителями. Сталактит — представляет собой рельефный узор, названный так за сходство с естественными натёчными образованиями в карстовых пещерах. Неф — архитектурная деталь, вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядами колонн или столбов. Колонны внутри мечети выполнены из камня известняка. «Сталактиты» разнообразны по рисунку, собраны в изящный, расширяющийся кверху пучок-цветов. Симметрия нисколько не засушивает их. Они «живут», собранные в букеты.

Каждый из элементов капителей (верхние части колонн), казалось бы одинаковых, повторяющихся, таит в себе маленькое нарушение геометрического стереотипа. Стволы тонких колонн просты. остатки медресе — мусульманской высшей школыОни органично срослись с капителями, точно натянутые струны «в обители Аллаха». Солнечный луч, проникая сквозь верхние боковые окна играл на колоннах, по-разному отражаясь от каменных граней. Окна расположены высоко вверху, чтобы в мечеть могли проникать лучи Солнца и «взгляд Аллаха». Легко можно представить, как из верхних окон солнечный свет стекал по граням колонн, заставлял вспыхивать цветные ковры на полу и затухал в глубине храма у затенённой южной стены с её глубоким, погружённым в сумрак михрабом (своего рода алтарная ниша).

Михраб направлен в сторону Мекки. Он обрамлён великолепным орнаментом ручной работы. Конха, сферическое перектырие ниши михраба, тоже отделага «сталактитами», всё это сияло разноцветными красками. Подлинная полихромия (многоцветная роспись) михраба не сохранилась. Реставраторам ещё предстоит открыть реальное содержание художественной росписи этого памятника.

остатки большого комплекса сводчатых помещенийК южному торцу мечети хана Узбека примыкают остатки большого комплекса сводчатых помещений. Большинство исследователей этого сооружения определили его как медресе — мусульманскую высшую школу. Некоторые ученые считают пристройку текие — монастырем. Медресе — это квадратные в плане строения с внутренним открытым двором, мощенным каменными плитами Вдоль внутренних стен двора разместились 24 кельи с куполами. Обращают на себя внимание остатки мраморного портала. Фрагменты пилона с архитектурными деталями дают представление об эффектности входа в пышное здание Солхатской высшей духовной школы. Медресе имело большой двор в центре которого был фонтан, увитый вечнозелёными растениями. Во двор выходили лоджии или эдикулы, ниши внутри постройки. В таком училище получали различные познания в астрономии, медицине, географии, истории, отсюда выходили в свет образованные люди, уважаемые простыми жителями.

Эвлия Челеби сообщал, что на медресе была строительная надпись, извещавшая, что медресе учреждено Инджибек-хатун в 1332-1333 годах.

руины медресеМечеть Узбека и медресе исследовала в 1925-1926 годах археологическая экспедиция во главе с профессором Бороздиным И. Н., зарегистрировавшая около 800 наименований всякого рода находок и фрагментов. Эта экспедиция выявила в памятниках Солхата присутствие многих черт малоазийского искусства сельджукской Турции.

В 1978-1981 годах экспедицией Государственного Эрмитажа наиболее интересные в научном и художественном плане мусульманские надгробия были отправлены и Ленинград. Раскопками установлено, что перед медресе изначально была предпортальная площадь, вымощенная крупными каменными плитами. На уровне этой площади вдоль восточной стены мечети позже возник некрополь. Археологами было найдено всего 90 захоронений с арабскими и тюркскими надписями, найден водопровод.

Имеющиеся материалы исследования мечети Узбека и медресе позволяют отнести эти постройки к числу выдающихся созданий средневекового зодчества. руины медресеОдна черта этих памятников особенно привлекает внимание: в стиле, в орнаментике сооружений немало общего с теми зданиями, которые оставили генуэзцы, армяне, крымские греки и другие народы. Очевидно, здесь проявила себя местная архитектура, вобравшая в себя позднеантичные, восточновизантийские, западноевропейские и прочие элементы. Не так давно мечеть Узбека была отреставрирована и вновь выполняет свое прямое предназначение, являясь действующим мусульманским храмом — одним из самых почитаемых в Крыму.

Топ достопримечательностей