Одесский железнодорожный вокзал

Населенный пункт: 
Одесса
Месторасположение: 
г. Одесса, пл. Привокзальная, 2
Категория: 
Архитектура Одессы

Одесский железнодорожный вокзалНынешний железнодорожный вокзал Одессы, который встречает приезжающих гостей и жителей города, был возведен на месте взорванного в 1944 году.

Прежний вокзал был построен в 80-е годы XIX века по проекту архитектора В.А. Шретера под руководством архитектора из Петербурга А.И. Бернадаццы. Вокзал было решено возводить в конце бывшей Итальянской, а ныне – Пушкинской улицы на старой границе Порто-Франко. Парадный выход был расположен на Привокзальной, а боковой – на Сенной площади. Форма вокзала напоминала букву «П», а по типу он был тупиковым, поскольку линии железной дороги заканчиваются в Одессе, расположенной на морском побережье.

В рекордные сроки стараниями многих архитекторов и строителей в 1950-52 годах железнодорожный вокзал Одессы был вновь возведен на прежнем месте. Проект нового здания принадлежал архитектору Л. М. Чуприну, который воплотил в нем торжество марксистских идей и социалистическую эклектику.

Архитектурный стиль вокзала представляет собой сочетание классицизма и реализма, смешение тенденций, характерное для возводившихся согласно идеям социализма зданий. Многие символы, скульптуры, элементы и детали архитектурной композиции вокзала повествуют о пролетариях, важнейших датах становления Советского союза и идеях, которые провозглашала советская власть.

Парадный вход в вокзал оформлен шестиколонным портиком и представляет собой три арки, колонны имеют многогранную форму и украшены растительными орнаментами. А портик вокзала увенчан скульптурной композицией, на которой изображается группа людей – пролетариев, ниже подпись «Городу-герою слава». С двух сторон от венчающей главный вход здания скульптуры установлены две пушки. Такая символика рассказывает о героизме, который в переломные исторические моменты всегда проявляли одесситы. К главной части примыкают по бокам двухэтажные прямоугольные корпусы, а все здание, представляющее торжество прямых линий и симметрии, будто украшает корона – круглый купол в стиле классицизма.

Интерьер здания вокзала бесподобен и еще более изящен, чем его внешний вид. Чего только стоит его центральный подкупольный зал, который по праву является шедевром советского ампира. Зал состоит из двух этажей с величественным куполом и торжественной люстрой. Второй этаж по всей своей окружности оформлен боковыми колоннами, капитель которых украшена рисунками серпа и молота – главным символом советского государства. Боковой зал также состоит из двух этажей и выводит своих посетителей к трамвайной станции, но особенность его не только в этом, а еще и в стеклянном прозрачном потолке состоящий из витражей и придающий залу некую загадочность. Оказавшись в середине здания одесского железнодорожного вокзала, Вы непременно скорее вообразите себя в дворцовом комплексе, нежели в столь привычных для нас суетливых и мрачных помещениях обыденного вокзала.

Первоначально здание нового вокзала было выполнено в серых тонах, этот цвет символизировал несокрушимость и незыблемость социалистического режима. Сейчас же здание предстает в светлых тонах, которые достовернее и лучше отражают характер города и атмосферу в Одессе.

История современного здания одесского железнодорожного вокзала не столь продолжительна по сравнению с другими городскими достопримечательностями. Однако статус этого здания как достопримечательности Одессы неоспорим, поскольку железнодорожный вокзал представляет собой один из ярчайших образцов советской архитектуры, несет в себе идеи оставшегося в прошлом режима и напоминает об ушедшем историческом периоде, значение которого для всего мира навсегда останется спорным.

Рекомендуем посмотреть в этом городе:

Уважаемые посетители, если Вас заинтересовал данный сайт и Вы желаете помочь в его дальнейшем развитии, присылайте на info@otdyhaem.com.ua сделанные Вами фотографии достопримечательностей и пейзажей Украины для их бесплатного размещения на сайте.