Ввиду исторических причин многие достопримечательности Одессы, да и всей Украины, особенно культовые, сильно пострадали, были разграблены, либо вообще разрушены большевиками.
В 1936 году Спасо-Преображенский кафедральный собор, одну из главных достопримечательностей города, имевшую огромное значение не только для одесситов, но и для архитектурного облика старой части города, постигла самая страшная участь – он был разрушен.
Роль Спасо-Преображенского кафедрального собора в развитии Одессы была огромной, а его архитектурное развитие отражало уровень развития города и даже всего края.
Первый камень его был заложен метрополитом Гавриилом в то же время, что и первый камень порта – в 1795 году, а строительство было завершено в 1808 году. Со временем собор стал крупнейшим культовым сооружением Российской Империи в начале XX века и вмещал 12 тысяч человек одновременно. Собор стал главным храмом Новороссии, а все важнейшие праздники проходили на Соборной площади.
80-метровая колокольня собора, созданная по проекту Д. Франолли в 1837 году, была ориентиром для судов, шедших в порт Одессы, она была видна с моря, когда еще не был виден сам город.
Архитектура собора поражала великолепием тех, кто имел возможность увидеть сооружение воочию, писали, что он был аналогичен базиликам Европы. Уникальным было и внутреннее убранство: пол был выстелен из белого мрамора, из него же были выполнены и внутренние колонны, обилие света и простор в храме делали его будто светящимся изнутри.
В храме были захоронены князь Воронцов и его супруга, архиепископы Иннокентий, Иоанникий, Дмитрий и Никанор, сыгравшие значительную роль в развитии Одессы. После разрушения храма прах Воронцовых был перенесен на Слободское кладбище.
Более 80 лет гости города и его жители задавались вопросом: почему на Соборной площади нет собора? И только в 2001 году начались работы по восстановлению утраченного памятника истории и культуры Украины.
Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор вновь стоит на своем прежнем месте, будто трагедии 1936 года вовсе не случалось. Его дивная красота и величие снова восхищают одесситов и гостей города. Соборная площадь вновь обрела свою святыню, а Одесса – духовный символ города.
При восстановлении Собора главным правилом было соблюдение всех параметров прежнего разрушенного храма, фундамент которого сохранился и служил главным ориентиром при строительстве. Также архитекторы и строители руководствовались фотографиями, сделанными после последнего обновления храма в 1903 году.
В плане собор имеет вид вытянутого латинского креста, зданию присуща русская самобытность, но при этом его архитектура отражает и европейские мотивы в стиле ампир, мотивы греческого зодчества и русского классицизма.
Колокола для новой 77-метровой колокольни были доставлены в Одессу из Пиреи (Греция). Они отлиты из бронзы высокого качества с добавлением серебра одними из лучших мастеров мира. 13 малых и один большой колокол (самый большой на Украине) стали самым крупным и сложным заказом для греческих мастеров. Колокола уникальны, каждый из них соответствует определенной ноте, не обошлось и без высоких технологий – роль звонаря теперь выполняет компьютер, в который заложено 99 мелодий.
Облик вновь отстроенного собора в точности повторяет внешний вид и внутренне убранство разрушенной достопримечательности. Собор имеет два храма – верхний и нижний — подземный (освящен в честь одесского чудотворца Иннокентия), высокую колокольню, увенчанную крестом из сусального золота.
Двухэтажный подземный храм вмещает до 1,5 тысяч человек, он имеет двусветный молельный зал, трапезную, хоровые, административные помещения. Интерьер нижнего храма выполнен в каноническом стиле, сочетает Православную живопись, орнаменты времен Киевской Руси и Византии.
Убранство верхнего храма, как и ранее, выполнено в академическом стиле – это удивительно красивое помещение. Интерьеры также светлы и просторны, теперь храм вмещает до 15 тысяч человек, колонны и пол выполнены из белого мрамора, а иконостас – из серо-белого мрамора, как и прежний.
Спасо-Преображенский кафедральный собор также вновь обрел все свои святыни: в обитель возвращены останки Воронцовых, а чудотворная икона Касперовской Божьей Матери, написанная в XVI веке или ранее (точное происхождение ее неизвестно), снова вернулась в свою обитель.
Не теряйте возможность посетить одну из самых культовых достопримечательностей Одессы, и Вы обязательно будете удивлены увиденным, а Ваш внутренний мир станет еще более богаче.