Шипот — название водопада в Карпатах вблизи села Пилипец, Межгорского района на Закарпатье. Вот уже более двух десятков лет сюда каждое лето приезжают сотни представителей неформальных движений и культур. Хиппи, панки, металлисты, рокеры, толкиенисты, реконструкторы — всех перечислить невозможно.
Фестиваль, в котором переплелись молодежные движения, субкультуры, течения, напоминает знаменитый Вудсток. Вот только музыкальная программа здесь исключительно самодеятельная. Мини-концерты под открытым небом, сэйшны здесь ведутся круглосуточно с первого дня фестиваля до последнего. Впрочем, когда заканчивается фестиваль — определить трудно. Ведь если съезжаться сюда начинают в первых числах июля, то последний «фестивальный люд» покидает поляну высоко в горах, где расположился лагерь из сотен палаток, костров, концертных площадок, уже ранней осенью.
Украина, Польша, Словакия, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь — вот далеко не полный перечень стран, из которых сюда, на Шипот ежегодно едут «неформалы». Для того, чтобы встретиться с друзьями, с которыми, вероятно, видятся только здесь, раз в год.
В 2013 году Шипот собрал своих поклонников уже 21-й раз. Один из организаторов фестиваля, основавшие его еще в начале 90-х, Ужгородский художник и коллекционер «винилов» Чарли Кисть рассказал: «Это тусовку в формате палаточного городка в горах придумали не мы. Ежегодное собрание хиппи существовало и во времена СССР. Правда, тогда в Латвии, на берегу Балтийского моря. Но с развалом СССР туда стало сложно ездить. Тогда мы с друзьями решили осуществить нечто подобное здесь, в Карпатах. Выбрали это место вблизи водопада Шипот и дали название этому мероприятию по имени водопада. Несколько раз все организовывали, приглашали гостей, съезжались хиппи со всего Союза.
Тогда к слету стали присоединяться представители других культур. Слава о фестивале быстро распространилась, он стал самоорганизовываться, превратился в живой организм. Теперь все происходит немного не так, как в предыдущие годы. Умножилась очень молодёжь. Впрочем, когда мы это начинали — мы тоже были молодыми», — говорит Чарли. Его поддерживает родной брат музыкант Петр Кисть «Теперь здесь несколько крупных лагерей, сотни палаток, но те, кто ездит сюда эти два десятка лет подряд, тусуются в «нижнем лагере». Именно здесь проходят главные сэйшны. Ближе к вечеру все собираются ближе к центру поляны, знакомятся, вместе играют…».
История возникновения фестиваля Шипот началась сразу после развала Советского Союза. Впервые он состоялся в 1993 году. Со временем фестиваль потерял свою исключительно хиповую направленность. Теперь сюда едут все желающие проявить свою внутреннюю свободу.
Те, кто разбирается в фестивальных движениях, говорят, что фестиваль «Шипот» остается одним из лучших. Он — единственный самоорганизованный и наистарейший в Украине. Здесь не бывает знаменитых исполнителей или готовой музыкальной программы, но музыки здесь много. Участники фестиваля создают развлекательную программу самостоятельно. Правилом хорошего тона здесь является привезти с собой две-четыре «большие» батарейки для магнитофона и положить в общую кучу. Это — для общей музыки. Если на «Шипоте» перерыв в живой музыке, то из магнитофона звучит старый рок 60-х — периода расцвета рок-музыки.
За два десятилетия существования фестиваля он получил свои традиции и легенды. Чтобы узнать их все, вряд ли хватит лишь один раз приехать сюда.
Завсегдатаи фестиваля рассказывают: «Не имеет значения, ты панк-нигилист, или нудист-анархист, — все равно рубить можно только сухие деревья, мусор следует выносить, а огонь раскладывать подальше от стволов деревьев. Неписаные правила, которых большинство придерживается. Тот, кто не соблюдает, получает замечания от соседей или местных авторитетов — «олдовых» хиппи — основателей Шипота.»
Апогеем фестиваля является ночь на Ивана Купала. Именно этой ночью здесь зажигают огромный очаг, который ежегодно становится все больше и больше.
Складывают его весь день, снося на поляну деревья. На сооружении очага работают все вместе, несмотря на идеологические противоречия, различия в музыкальных вкусах и язык общения. Например, было интересно видеть, как один ствол несли совместно панк с высоким ирокезом, хиппи в круглых «ленноновских» очках и ультранационалист с татуированным на груди портретом Тараса Шевченко и надписью на коже «Украина превыше всего».
Пока мужчины строят очаг, девушки готовят еду, ухаживают за «малыми очагами», купаются в горном потоке и плетут венки из ромашек и папоротника. Веночки пригодятся в ночном хороводе вокруг пылающего костра, подойти к которому ближе чем на 10-15 метров невозможно из-за сильного жара. Самые смелые — танцуют вокруг совершенно обнаженные под звуки тамтамов, дарбук и джембе.
Апофеоз внутренней свободы. Атмосфера — действительно «вино, любовь и рок-н-ролл».
Вино фестивальному люду продают жители села Пилипец, лежащего у подножия горы. Крестьяне, которые изначально были как не рады Фесту, во время которого все в радиусе нескольких километров заполняет странный народ, научились извлекать из неизбежного ежегодного действа выгоду. Теперь пилипчане продают жаждущим вино и чернику, выдают комнаты тем, для кого ночевка в палатках слишком экстремальная, построили мини-отельчики. Цены в местных магазинах на период проведения фестиваля взлетают в полтора раза. Но «жители» Шипота не сокрушаются. Ведь праздник музыки, единения и огня бывает всего раз в год, поэтому вина, свободы и бездонного неба должно быть достаточно.