Бердянский маяк

Населенный пункт: 
Бердянск
Месторасположение: 
г. Бердянск, ул. Макарова, 185-г (Бердянская коса).


Маяки - святыня морей, они принадлежат
всем и неприкосновенны, как полпреды
держав. (Из надписи при входе на маяк).

Вид на изначальный Бердянский маяк 1838 годаВ 1833 году подрядчик строительства первой пристани у основания Бердянской косы Н.С.Кобозев установил вблизи города деревянный шест в виде маяка для ориентации судов, промышлявших рыбой и солью. С ростом торговли увеличивалось движение судов, поэтому возникла необходимость строительства капитального морского маяка.

22 апреля 1837 года на южной оконечности Бердянской косы начались работы по сооружению каменного маяка - его вы видите на открытке вверху, строительство которого финансировала Таврическая губернская комиссия. Работы вел керченский купец Карло Томазини, наблюдал за ним подпоручик Ласкин. Он же своим рапортом № 66 от 22 апреля доложил: "производство работ по строительству маяка на Бердянской косе начато в 2 часа пополудни".

В навигацию 1838 года выбеленная восьмиугольная башня, с красным поясом посредине, впервые предстала в рабочем состоянии перед мореплавателями. Нижний бердянский маяк - современный видМаяк был оснащен восемью лампами с рефлекторами. За первые 30 лет (1836-1865), ориентируясь на маяк, в порт проследовало свыше 5 тысяч иностранных и 9,5 тысячи каботажных судов.

Я.М.Иванов в справочнике "Описание Бердянского порта" привел интересные факты, заслуживающие нашего внимания: "... Нижнебердянский маяк снабжен электрическим вертящем светом, с сильными проблесками через 5 секунд, освещающий весь горизонт. Электрическое освещение с 1883 года. В зимнее время маяк освещается керосиновой лампой. Во время туманов и метелей на нем производятся сигналы посредством парового ревуна, установленного в 1889 году". Об эффективности работы Нижнебердянского маяка рассказал в книге "О бурях на Черном и Азовском морях" Б.Ерезанский: "За пять лет Бердянским маяком зарегистрировано 257 бурь на Азовском море...".

Вид с маяка на Бердянский портВыкрашенная в бело-оранжевый цвет 23-метровая башня более 160 лет служит путеводной звездой не только морским кораблям, но является визитной карточкой нашего приморского города. Прошли годы, но бердянский маяк на косе, одно из старейших сооружений города, внешне практически не изменился. Изменения коснулись лишь навигационных приборов.

Газета "Известия" 21 марта 1985 года сообщила об установке в Бердянском морпорту лазерного секторного маяка, во многом превышающем обычные "путеводные звезды". А ведь хранящиеся в Ростовском архиве документы сообщают о радостном известии, коснувшемся Нижнебердянского маяка: "1911 г. К 15 февраля окончены работы по прокладке телефонной линии на Нижнебердянский маяк".

Как многое изменилось за десятилетия. "При подходе к Бердянску первыми видны огни Нижнего, а затем открывается Верхний маяк у северо-западного конца Бердянска" (Я.М.Иванов "Описание Бердянского порта"). Верхний бердянский маякВерхний бердянский маяк сооружен в 1877 году, и тогда же он начал действовать. В двух смежных этажах Верхнебердянского маяка установлены два преломляющих аппарата. Им на смену в послевоенное время пришла электрическая установка.

В настоящее время на высоте 70 метров установлен радиомаяк, который включают в случае необходимости. А в повседневной жизни работает установка с электромаячной вращающейся аппаратурой. Когда у бывалого моряка спросят, с чего начинается порт, будьте уверены, он скажет, - с маяка.

Действительно, как ни штормит море, моряки знают, что рубиновые огни укажут им безопасный путь в порт.

Уважаемые посетители, если Вас заинтересовал данный сайт и Вы желаете помочь в его дальнейшем развитии, присылайте на info@otdyhaem.com.ua сделанные Вами фотографии достопримечательностей и пейзажей Украины для их бесплатного размещения на сайте.